МДОУ №3

Преодоление дискалькулии в овладении математикой у детей старшего дошкольного возраста.

 Программное содержание: совершенствовать умение детей использовать порядковые и количественные числительные в соответствии с ситуацией. Формировать представление, что число обозначается цифрой и не зависит от расположения его в пространстве.

Закреплять категории величины. Учить соотносить понятия: широкий - узкий, длинный – короткий. Формировать сложноподчиненные предложения с союзом  потому – что.

Отрабатывать пространственные ориентировки. Учить применять предлоги  из – за, из – под, под, над, на в самостоятельной речи.

Воспитывать самостоятельность в решении поставленной задачи, умение работать согласованно в команде.

Материал:

1.Номера с цифрами.

2.Дидиактическая игра « Назови нужное слово».

3.Картинки с изображением диких животных и геометрических фигур.

4.Карточки с алгоритмами пути.

5.Конверты с полосками разной ширины.

6.Деревья (дуб, сосна, береза).

7.Пень.

8.Лягушка.

9.Сова.

10.Простые карандаши.

11.Листы бумаги.

12.Книга.

13.Пенал.

14.Тетрадь.

15.Ручка.

16.Краски.

17.Фломастеры.

18.Ручейки широкий и узкий.

19.Дощечки,  различные по длине.

20.Дощечки, различные по ширине.

Методические приемы: « мозговой штурм», вопросы, ответы, построение в команды, сравнение понятий, уточнение, объяснение, логическая загадка, «план – сюрприз», слуховой диктант, дидактическая игра «Запомни – разложи», дидактическая игра «Разложи в убывающей последовательности», дидактическая игра « Начерти схему предложения», дидактическая игра «Назови длину слова», песенка – речевка, стихотворение, поощрение, уточнение.

Ход занятия.

1 часть.

Организационный момент.

Дети подходят к столу, где лежат бейджики с номерами и поют песню – речевку.

- Ребята, на столе лежат бейджики с номерами. У вас есть возможность выбрать себе цифру, которая вам больше всего нравится – это будет ваш номер. Сегодня на занятии мы будем работать командой, а в команде каждый имеет номер. У нас будут «Звукорята» и «Букварята».

(Дети прикалывают номера).

- А теперь разделитесь на две команды так, чтобы цифры не повторялись. Справа – команда «Звукорят», слева – команда Букварят».

(Дидактическая игра «Назови нужное слово».)

- Первое задание для команд. Построиться по росту и рассчитаться по – порядку.

(Дети называют порядковое числительное согласно своего места в строю.)

Вопросы к детям – ответы детей. «Мозговой штурм».

- Ты, который в своей команде? (Первый.)

- А почему ты первый? (У меня номер 1 и я выше всех, самый высокий.)

- А у тебя какой номер? (Второй).

- Почему? (Потому, что у меня цифра 2).

- Сколько «Звукорят» в команде? (Семь.)

- Какой у вас номер четвертый в строю? (Седьмой.)

- Почему ты последний? (Я самый низкий.)

- Так ты какой? (Низкий.)

-  А который ты? (Четвертый.)

- Какое число больше – первое или последнее? (Последнее.)

- Почему? (Потому, что число 5 больше чем число 2.)

(Воспитатель подводит итог.)

- Сегодня мы отвечали на вопросы сколько, какой, который. Вы убедились, что число не зависит от того, которое оно в ряде чисел.

2 часть.

- Ребята, сегодня наше занятие будет в лесу. Мы отправимся в лесную школу. Чтобы попасть в лес, надо преодолеть препятствие. На пути два ручья.

- Какие они? (Один широкий, а другой – узкий.)

- Как вы думаете, что нам можно сделать? (Ответы детей.) Поощрять сообразительность, активизировать в речи употребление глаголов: перепрыгнуть, перешагнуть, перейти вброд; предлогов – через ручей.

(Сюрпризный момент.) (Лягушка держит конверт, в котором находится план действия.)

- Что мы будем делать? ( Подсказка лягушки.)

- Мы будем строить мостики через широкий и узкий ручей.

- Какой длины нам нужны доски? (Длинные доски, чтобы построить мостик через широкий ручей, короткие – через узкий.)

- Слушайте внимательно задание.

- Мост через широкий ручей строят номера 1, 3,5 и 67, Мост через узкий ручей – номера 2, 4 и 6.

(Вопросы на закрепление понятий длинный – короткий, широкий – узкий.)

- Какую доску взял? (Длинную.)

- Почему?  (Потому,  что я строю мост через широкий ручей.)

-А, девятый номер, какую доску несешь? (Я несу короткую доску – ручеек узкий.)

Итог:

- Вот как мы решили нашу задачу. Через широкий ручей  построили длинный мост, через узкий ручеек  мост получился короткий.

- Женя, расскажи, что ты делал? (Я брал длинные доски, потому, что строил мост через широкий ручей.)

-Мы пойдем по мостикам, пойдем через ручей и окажемся в лесу. Вот и лес. Здесь мы можем увидеть много интересного.

- Что растет в лесу? (Деревья.)

- Как вы думаете, дуб могучий, какой по толщине? (Толстый.)

- А березка стройная? (Тонкая.)

- А сосна, дерево для корабельных мачт, какое по высоте? (Высокое.)

- А вот на пути пень стоит. Он какой? (Толстый, низкий.)

- А сучки у него какие по толщине? (И толстые и тонкие.)

(Дети подходят к лесной школе.)

- Никого нет, только школьные принадлежности лежат. Спросим у совы, почему так?

- Сова говорит, что в лесной школе учится Мишка – топтыжка. Он очень не аккуратный, разбросал школьные принадлежности. Сова предлагает нам  помочь ему все собрать и рассказать, где вы нашли тот или иной предмет.

(Ответы детей.)

- Я нашел тетрадь под столом.

- Я нашел ручку за пеньком.

- Книга выглядывала из – за картины.

- Я взял пенал из – под кубика.

- я взял краски со стола.

- Ребята, сова дает нам пакет. А в нем – задание. Это  - план. Вы должны по этому плану найти конверт и рассказать, где вы его нашли.

( Предлагается алгоритм пути.)

(Ответы детей.)

- Я нашел конверт под столом.

- Я нашел конверт за шторой.

- Мой конверт выглядывал из - под кубика.

- Мой конверт лежал на пеньке.

- А сейчас мы посмотрим, что лежит в конвертах. Да здесь какая – то игра. Давайте сядем за столы и поиграем.

Игра «Запомни и разложи».

- Внимательно слушайте задание, запомните и потом будете выполнять.

- Первым пришел зайка, вторым – мишка, третьей – белка. Первому подарили круг, второму -  квадрат, третьей – треугольник.

(Игра повторяется, задание меняется.)

- А сейчас давайте сделаем физминутку.

По дороге мы идем, путь велик, далек наш дом.

На пеньке мы посидим, из – за дуба поглядим.

Мы под дубом полежим, с дуба желуди стряхнем,

Из – под дуба соберем, в детский сад опять пойдем.

3 часть.

- Теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

- Вот мы и пришли.

- Давайте сядем за столы.

- Сейчас составим предложения о том, где вы нашли конверт. Отвечайте предложением.

(Ответы детей.)

Мне понравилось предложение, которое составила Вика.

(Конверт лежал на подоконнике.)

- Давайте начертим схему этого предложения.

(Дети чертят схему предложения.)

- Все слова одинаковые по длине?

- Какое слово самое длинное? (Подоконнике.)

- А слово « лежал, какое? ( Покороче.)

- Найдите самое короткое слово. ( На.)

- Слово « на» - которое? (Третье.)

- На котором месте стоит слово «конверт»? (На первом.)

- А теперь еще одно задание.

- Откройте конверты и достаньте полоски.

- Все они одинаковые по ширине? (Нет.)

- Разложите полоски в порядке убывания.

- Первой мы положим какую полоску? (Самую широкую.)

- А затем? (Полоску поуже.)

  ( Дети раскладывают.)

- Саша, расскажи, в каком порядке ты разложил полоски? (Самая широкая, поуже, еще уже, еще уже, самая узкая.) (2 – 3 ответа.)

Итог занятия.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на занятии?  (Ответы детей.) Сегодня все ребята были очень внимательными, правильно отвечали на вопросы и выполняли задания. Мне понравились ответы Жени, Вики, Наташи.

14 апреля 2013 в 22:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.