МДОУ №3
Преодоление дискалькулии в овладении математикой у детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание: совершенствовать умение детей использовать порядковые и количественные числительные в соответствии с ситуацией. Формировать представление, что число обозначается цифрой и не зависит от расположения его в пространстве. Закреплять категории величины. Учить соотносить понятия: широкий - узкий, длинный – короткий. Формировать сложноподчиненные предложения с союзом потому – что. Отрабатывать пространственные ориентировки. Учить применять предлоги из – за, из – под, под, над, на в самостоятельной речи. Воспитывать самостоятельность в решении поставленной задачи, умение работать согласованно в команде. Материал: 1.Номера с цифрами. 2.Дидиактическая игра « Назови нужное слово». 3.Картинки с изображением диких животных и геометрических фигур. 4.Карточки с алгоритмами пути. 5.Конверты с полосками разной ширины. 6.Деревья (дуб, сосна, береза). 7.Пень. 8.Лягушка. 9.Сова. 10.Простые карандаши. 11.Листы бумаги. 12.Книга. 13.Пенал. 14.Тетрадь. 15.Ручка. 16.Краски. 17.Фломастеры. 18.Ручейки широкий и узкий. 19.Дощечки, различные по длине. 20.Дощечки, различные по ширине. Методические приемы: « мозговой штурм», вопросы, ответы, построение в команды, сравнение понятий, уточнение, объяснение, логическая загадка, «план – сюрприз», слуховой диктант, дидактическая игра «Запомни – разложи», дидактическая игра «Разложи в убывающей последовательности», дидактическая игра « Начерти схему предложения», дидактическая игра «Назови длину слова», песенка – речевка, стихотворение, поощрение, уточнение. Ход занятия. 1 часть. Организационный момент. Дети подходят к столу, где лежат бейджики с номерами и поют песню – речевку. - Ребята, на столе лежат бейджики с номерами. У вас есть возможность выбрать себе цифру, которая вам больше всего нравится – это будет ваш номер. Сегодня на занятии мы будем работать командой, а в команде каждый имеет номер. У нас будут «Звукорята» и «Букварята». (Дети прикалывают номера). - А теперь разделитесь на две команды так, чтобы цифры не повторялись. Справа – команда «Звукорят», слева – команда Букварят». (Дидактическая игра «Назови нужное слово».) - Первое задание для команд. Построиться по росту и рассчитаться по – порядку. (Дети называют порядковое числительное согласно своего места в строю.) Вопросы к детям – ответы детей. «Мозговой штурм». - Ты, который в своей команде? (Первый.) - А почему ты первый? (У меня номер 1 и я выше всех, самый высокий.) - А у тебя какой номер? (Второй). - Почему? (Потому, что у меня цифра 2). - Сколько «Звукорят» в команде? (Семь.) - Какой у вас номер четвертый в строю? (Седьмой.) - Почему ты последний? (Я самый низкий.) - Так ты какой? (Низкий.) - А который ты? (Четвертый.) - Какое число больше – первое или последнее? (Последнее.) - Почему? (Потому, что число 5 больше чем число 2.) (Воспитатель подводит итог.) - Сегодня мы отвечали на вопросы сколько, какой, который. Вы убедились, что число не зависит от того, которое оно в ряде чисел. 2 часть. - Ребята, сегодня наше занятие будет в лесу. Мы отправимся в лесную школу. Чтобы попасть в лес, надо преодолеть препятствие. На пути два ручья. - Какие они? (Один широкий, а другой – узкий.) - Как вы думаете, что нам можно сделать? (Ответы детей.) Поощрять сообразительность, активизировать в речи употребление глаголов: перепрыгнуть, перешагнуть, перейти вброд; предлогов – через ручей. (Сюрпризный момент.) (Лягушка держит конверт, в котором находится план действия.) - Что мы будем делать? ( Подсказка лягушки.) - Мы будем строить мостики через широкий и узкий ручей. - Какой длины нам нужны доски? (Длинные доски, чтобы построить мостик через широкий ручей, короткие – через узкий.) - Слушайте внимательно задание. - Мост через широкий ручей строят номера 1, 3,5 и 67, Мост через узкий ручей – номера 2, 4 и 6. (Вопросы на закрепление понятий длинный – короткий, широкий – узкий.) - Какую доску взял? (Длинную.) - Почему? (Потому, что я строю мост через широкий ручей.) -А, девятый номер, какую доску несешь? (Я несу короткую доску – ручеек узкий.) Итог: - Вот как мы решили нашу задачу. Через широкий ручей построили длинный мост, через узкий ручеек мост получился короткий. - Женя, расскажи, что ты делал? (Я брал длинные доски, потому, что строил мост через широкий ручей.) -Мы пойдем по мостикам, пойдем через ручей и окажемся в лесу. Вот и лес. Здесь мы можем увидеть много интересного. - Что растет в лесу? (Деревья.) - Как вы думаете, дуб могучий, какой по толщине? (Толстый.) - А березка стройная? (Тонкая.) - А сосна, дерево для корабельных мачт, какое по высоте? (Высокое.) - А вот на пути пень стоит. Он какой? (Толстый, низкий.) - А сучки у него какие по толщине? (И толстые и тонкие.) (Дети подходят к лесной школе.) - Никого нет, только школьные принадлежности лежат. Спросим у совы, почему так? - Сова говорит, что в лесной школе учится Мишка – топтыжка. Он очень не аккуратный, разбросал школьные принадлежности. Сова предлагает нам помочь ему все собрать и рассказать, где вы нашли тот или иной предмет. (Ответы детей.) - Я нашел тетрадь под столом. - Я нашел ручку за пеньком. - Книга выглядывала из – за картины. - Я взял пенал из – под кубика. - я взял краски со стола. - Ребята, сова дает нам пакет. А в нем – задание. Это - план. Вы должны по этому плану найти конверт и рассказать, где вы его нашли. ( Предлагается алгоритм пути.) (Ответы детей.) - Я нашел конверт под столом. - Я нашел конверт за шторой. - Мой конверт выглядывал из - под кубика. - Мой конверт лежал на пеньке. - А сейчас мы посмотрим, что лежит в конвертах. Да здесь какая – то игра. Давайте сядем за столы и поиграем. Игра «Запомни и разложи». - Внимательно слушайте задание, запомните и потом будете выполнять. - Первым пришел зайка, вторым – мишка, третьей – белка. Первому подарили круг, второму - квадрат, третьей – треугольник. (Игра повторяется, задание меняется.) - А сейчас давайте сделаем физминутку. По дороге мы идем, путь велик, далек наш дом. На пеньке мы посидим, из – за дуба поглядим. Мы под дубом полежим, с дуба желуди стряхнем, Из – под дуба соберем, в детский сад опять пойдем. 3 часть. - Теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. - Вот мы и пришли. - Давайте сядем за столы. - Сейчас составим предложения о том, где вы нашли конверт. Отвечайте предложением. (Ответы детей.) Мне понравилось предложение, которое составила Вика. (Конверт лежал на подоконнике.) - Давайте начертим схему этого предложения. (Дети чертят схему предложения.) - Все слова одинаковые по длине? - Какое слово самое длинное? (Подоконнике.) - А слово « лежал, какое? ( Покороче.) - Найдите самое короткое слово. ( На.) - Слово « на» - которое? (Третье.) - На котором месте стоит слово «конверт»? (На первом.) - А теперь еще одно задание. - Откройте конверты и достаньте полоски. - Все они одинаковые по ширине? (Нет.) - Разложите полоски в порядке убывания. - Первой мы положим какую полоску? (Самую широкую.) - А затем? (Полоску поуже.) ( Дети раскладывают.) - Саша, расскажи, в каком порядке ты разложил полоски? (Самая широкая, поуже, еще уже, еще уже, самая узкая.) (2 – 3 ответа.) Итог занятия. - Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на занятии? (Ответы детей.) Сегодня все ребята были очень внимательными, правильно отвечали на вопросы и выполняли задания. Мне понравились ответы Жени, Вики, Наташи. 14 апреля 2013 в 22:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.